aldanare: (о читаемом)
[personal profile] aldanare
Я сейчас буду признаваться в страшных вещах, просто-таки дискредитировать себя на месте. Ваша Тари совсем не такая уж и Библиотека Конгресса, как может показаться. На самом деле я незнакома с целой кучей реалий, разговор о которых могу поддерживать на приличном уровне и даже до каких-то пределов производить впечатление знатока. Я не читала уйму книг, не смотрела дофигища фильмов и не слушала немеряно музыки, зато кое-что читала про них - и выдаю на-гора контекст вместо текста. Хотя и текстов я действительно изучила немаленько, чего уж скромничать.

Впрочем, все поправимо. Во-первых, я чаще всего честно признаюсь, если меня спросить, читала я Пастернака или Рабинович по телефону напел. А во-вторых, я со всем возможным рвением занимаюсь затыканием дыр в образовании - вот даже "Трех товарищей" недавно прочитала, на очереди "Собор Парижской Богоматери", "Лолита" и "Бесы" (видите, как все запущено?).

Так вот, недавно я в рамках оного же затыкания дыр прочитала "Гиперион" Дэна Симмонса, про который мне взахлеб рассказывали все вокруг, по родного отца включительно. А родной отец - это человек, подсадивший меня на фантастику, такое не забывается. В общем, я, конечно, давно знала, что там и как - аллюзии на Китса, Шрайк, Гробницы Времени, тыры-пыры-пассатижи... В конце концов мне надоели все эти танцы об архитектуре, и я полезла в текст. И пропала.

"Гиперион" действительно оказался так хорош, как меня в этом уверяли. Даже лучше. Да, действительно - одна из лучших фантастических книг последних десятилетий (в этом году ему, кстати, 20 лет уже - практически классика, можно сказать). Даже больше того - просто одна из лучших книг. "Гиперион" - больше, чем фантастика.

В первую очередь это стройно и четко выстроенный текст - просто готический собор, а не книга. Хотя сюжетная рамка проста и допотопна: есть семь паломников на планету Гиперион, к жестокому божеству Шрайку, и есть истории, которые они рассказывают. (Историй, кстати, внезапно шесть, а не семь, и это почти не спойлер.) "Кентерберийские рассказы", конечно же. Кроме Китса, аллюзий на которого через край, он даже самолично пробирается в текст (действие происходит в 28-м, что ли, веке; откуда там Китс - это еще один почти не спойлер), Симмонс передал большой привет почти всей английской литературе, которой он, как дипломированный специалист, во многом обязан (интересно, одной мне в рассказе Консула мерещились "Ромео и Джульетта"?). Он из нее родом, как человечество - со Старой Земли.

Симмонс еще и превосходный стилист: как он переключает речевые регистры, рассказывая истории шести паломников - не налюбуешься. Шесть повестей в шести разных жанрах, каждый сделан "под персонажа" (и даже, как считается, соответствует определенному периоду в фантастике): жесткая военная проза для полковника Кассада, "крутой детектив" для сыщицы Ламии Брон, "лирическая биография" для поэта Мартина Силена... Истории - шесть концентрических кругов, каждая из которых в каком-то смысле дополняет предыдущую, и это "сгущение смыслов" нарастает вплоть до финального рассказа Консула. Здесь разрешается рамочная интрига, заданная в прологе (один из паломников - шпион давних врагов человечества; Консул должен понять, кто именно), и здесь же градус пафоса достигает немыслимой, почти непростительной высоты - масштабу текста, впрочем, соответствующей.

"Гиперион" - это текст вопросов, а не ответов. Если ответы и существуют, они будут дальше, в продолжениях. Но и такой, оборванный на высокой ноте за пять минут до Апокалипсиса, он воистину прекрасен.

Date: 2009-08-14 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] murys.livejournal.com
Вторая книга еще лучше даже. А дальше - зависит от идеологической платформы читателя, иожет и нравиться, и ужасать.

А вот новая книжка - Олимп - меня разочаровала очень сильно своей просто насквозь непропеченной сыростью.

Date: 2009-08-14 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Я "Илион", который первая часть "Олимпа", еще года три назад прочитала, когда он только у нас вышел. По сравнению с "Гиперионом" - таки да, очень неаккуратная вещь. Симмонс захотел второй раз "в одну и ту же воду одними же и теми же ногами". Хотя и без сравнения она далеко не шедевр.
Edited Date: 2009-08-14 02:45 pm (UTC)

Date: 2009-08-14 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mortang.livejournal.com
Илиону очень не повезло с переводом, насколько я могу судить.
В целом, троянская дилогия, хоть и послабее "Гипериона" будет, но играючи опровергает нытье о том, что, дескать, научная фантастика скорее мертва, чем жива.

"Гиперион" - прекрасен своим смешением стилей
"Падение" - отличный sci-fi политический триллер
2х"Эндемион" - уже приключения попроще

А вообще, я Симмонса фанат, да.

Date: 2009-08-15 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Ну я такими темпами тоже фанатом стану, да :)

Date: 2009-08-14 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yulya-s.livejournal.com
Вы не одиноки в "отсталости". Признаться честно, я тоже отлично научилась размышлять умно о том, что в глаза не видела, а иногда даже спорить. Зато и честно сознаваться, что не читала что-то, я тоже научилась (правда, для тех, кто сумеет оценить такое признание).

Date: 2009-08-14 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Да чего уж там - хорошо зная контекст, можно и без текстов обойтись ;) Хотя с текстами интереснее.

Date: 2009-08-14 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yulya-s.livejournal.com
поганенькое еще есть свойство у меня: по тем текстам, с которыми я знакома или, что еще хуже, которые я обожаю, контектами меня не обманешь - я сразу безжалостно и быстро раскусываю. но никогда стараюсь не осуждать.
Мне рассказывали ужастики о том, что те редкие студенты филфаков, которые болеют синдромом отличников и стараются прочитать все списки литературы, сходят с ума...)

Date: 2009-08-14 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Я была практически на грани сумасшествия, ага :) И все равно куча программных вещей осталась за бортом из-за банальной нехватки времени. Ничего, наверстываю потихоньку.

Date: 2009-08-14 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] raimetyaro.livejournal.com
Аж захотелось прочитать :)

Date: 2009-08-14 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Да, это читать надо. В сети он, кстати, доступен. И в оригинале тоже - хотя я в оригинале читать пока побаиваюсь, сквозь перевод видно, что текст довольно сложен.
Edited Date: 2009-08-14 03:22 pm (UTC)

Date: 2009-08-14 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] lin-lobariov.livejournal.com
Неужто перевод хороший появился? Я начал в свое время - и увяз в дубовом языке.

Date: 2009-08-15 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Не знаю, сколько там переводов, но у меня то, что я читала, шло прекрасно. И с аллюзиями переводчики понимают, и цитаты отличают, и вообще.

Date: 2009-08-15 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] mahyak.livejournal.com
ну мнэээ... ты иногда называешь дубовым языком довольно хороший язык :)

Date: 2009-08-14 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hyde-inside.livejournal.com
"Гиперион" и "Падение Гипериона" прекрасны... третья и четвёртая книга в этой серии, на мой взгляд, чуть слабее получились, но это именно чуть-чуть и по сравнению с гениальными первыми двумя. :)

Date: 2009-08-14 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Тут вопрос в том - задумывалось это все тетралогией, или продолжения уже потом выросли.

Date: 2009-08-14 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hyde-inside.livejournal.com
Хм... кстати да, вопрос хороший. По моим субъективным ощущениям продолжения появились потом, не как часть оригинального замысла.

Date: 2009-08-14 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
По библиографии Симмонса - "Гиперион" и "Падение Гипериона" - "погодки" (1989 и 1990 годы соответственно), а вот "Эндимион" вышел только через шесть лет.

Date: 2009-08-14 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] hyde-inside.livejournal.com
Ага, точно. :)

Date: 2009-08-14 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] morenwen.livejournal.com
Так вкусно описано, что очень захотелось прочитать.

Date: 2009-08-14 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Да-да, это практически обязательно к прочтению, я бы сказала. Вещь грандиознейшая. И с переводом повезло.
Edited Date: 2009-08-14 03:08 pm (UTC)

Date: 2009-08-14 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lastcure.livejournal.com
А чей перевод рекомендован? ;)

Date: 2009-08-15 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Не знаю, сколько там переводов, но подозреваю, что в сети выложили "официальный" - его-то я и читала.

Date: 2009-08-14 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] angels-chinese.livejournal.com
"Гиперион" прекрасен. По мне, "Падение Гипериона" прекрасно вдвойне - то есть вместе с первой книгой это безумно прекрасная дилогия. Читать нужно и "Эндимион", и "Восход Эндимиона", хотя они, увы, далеко не превосходят.

"Илиум" вот я бросил после ста страниц. Скукота.

Date: 2009-08-14 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Я "Илион" читала еще когда он у нас только вышел - тогда мне скорее понравилось, чем наоборот, хотя с высоты "Гипериона" видно, что... впрочем, высота "Гипериона" такова, что с нее вообще почти ничего не видно :)
Обязательно доберусь до продолжения, только передохну немного, чтоб крыша не съехала ненароком...

Date: 2009-08-14 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] udav-kiev.livejournal.com
Гиперион, Падение Гипериона и Эндемион - отлично! новая классика фантастики.

На уровне этого пожалуй только Сломанный бог и Хранитель Времени Девида Зиндела

Date: 2009-08-14 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Зинделла не читала, но думаю, что до него тоже доберусь рано или поздно.

Date: 2009-08-15 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] astroida.livejournal.com
Зинделла очень рекомендую, потрясающая вещь.

Date: 2009-08-14 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dana-lana.livejournal.com
ох, я тож читала много, но беспорядочно. гиперион вот не читала. а надо, чувствую.

Date: 2009-08-15 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
По-моему, это действительно надо.

Date: 2009-08-14 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kaindel.livejournal.com
А вот мне "Гиперион" не понравился. В смысле, построение сюжета и фабулы, язык, стиль - отлично, филолог во мне ликует, однако фабула произвела на меня настолько угнетающее, тягостное впечатление, что я решила сразу - книга не нравится.

Date: 2009-08-15 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
У меня критерии "нравится - не нравится" несколько другие. В конце концов, если книга вообще _производит_впечатление_ - это уже по факту значит, что она не бездарна. Там заявка темы такова, что весело и вприпрыжку не получится.

Date: 2009-08-15 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] kaindel.livejournal.com
У всех всегда критерии разные. Мой основной критерий - душа должна просветляться в процессе прочтения. При этом сюжет и фабула не обязательно должны быть светло-радостными. Встречала я и очень мрачные, и трагичные сюжетофабулы, которые зажигали в душе свет. А, прочтя "Гиперион", я ощутила, как лечу в бездну. Там буквально несколько моментов просветляли, но их мне показалось мало.
Но это ж лично мое восприятие. Я не рвусь спорить. На вкус и цвет...

Date: 2009-08-15 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Ну, по крайней мере, вы сказали ключевое слово - "показалось" :)
У меня сложно со всеми этими эзотерическими материями про просветление души в процессе чтения. Я их не понимаю. И вообще не очень люблю в применении к книгам залог долженствования.

Date: 2009-08-15 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] kaindel.livejournal.com
Эзотерика ни при чем. Я про ощущения. И про самоощущение. Если угодно, в пространстве текста я желаю ощущать себя определенным образом, и если не ощущаю, значит, это не "моя" книга.
И про долженствование. Можете перефразировать любым удобным способом, я же использовала самый простой для меня путь, вот и все. Вам же, как и мне, очевидно, что в моем комментарии речь шла не о долгах, которые книга должна мне вернуть, потому что что-то когда-то у меня брала.

Date: 2009-08-15 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Ну понятно, я вот как раз эту позицию - "в пространстве текста я желаю ощущать себя определенным образом" - не разделяю по причине профессии и общего отношения к тексту. Для меня каждый раз сюрприз, как почувствую себя в пространстве текста Я-читатель. И ему не страшен практически никакой опыт.
Кроме того, есть еще Я-филолог, который получает удовольствие исключительно от текстуальных вещей. Там еще есть парочка Я, но они в процессе принимают участие постольку-поскольку - могу как-нибудь написать об этом отдельный текст, если интересно.

Date: 2009-08-15 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] kaindel.livejournal.com
Профессия ни при чем. Я тоже филолог. Редактор.

Date: 2009-08-15 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Значит, дело в какой-то иной установке. Смысл в том, что она у меня слегка другая.

Date: 2009-08-14 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sklavit.livejournal.com
Читал давно (лет 8-9 назад) вместе с "Падением Гипериона". Собственно я и помню их вместе. Может оно стилистически идеально написано, но судя о тому, что я толком ничего не могу вспомнить из "Гипериона", тогда книга показалась мне ужасно скучной.

Date: 2009-08-15 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Судя по отзывам в сети, ты в этом впечатлении не одинок :) ну, кому что :)

Date: 2009-08-15 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] x-ouston.livejournal.com
Мне вся тетралогия нравится. Очень сильно нравится. Не то слово как нравится :)

Date: 2009-08-15 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Когда-нибудь я тоже смогу что-нибудь сказать про всю тетралогию :)

Date: 2009-08-15 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] mahyak.livejournal.com
да, Тари, надо признать, что всё, про что ты рассказываешь, хочется почитать.

Date: 2009-08-15 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
я не знаю, как я это делаю, но иногда жаль, что я этим не зарабатываю :)

Date: 2009-08-15 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] astroida.livejournal.com
Да, у меня тоже было просто сногсшибательное впечатление от "Гипериона" :)))

Date: 2009-08-15 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Мозговыносительное, я бы сказала. Я еле удержала себя от того, чтобы хвататься за продолжение сразу же - иначе бы вообще ушла из мира живых :)

Date: 2009-08-15 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nunty.livejournal.com
Ой, какая я дремучая... пойду исправляться)

Date: 2009-08-15 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Если ты фантастику ага - то надо исправляться, безусловно.

Profile

aldanare: (Default)
Светлана aka Тари

October 2015

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 01:51 am
Powered by Dreamwidth Studios